Писатель Сергей ЛУКЬЯНЕНКО:
– Однажды ты еще услышишь, как время шелестит, песком протекая сквозь пальцы.
ФАНТАСТ – ДОКТОР БУДУЩЕГО
В наше время к фантастике относятся с большим почтением, чем раньше – хотя бы потому, что выдающиеся писатели предугадали множество материй, в их время невероятных. Среди великих фантастов были и серьезные ученые. Но вы бы согласились с утверждением, что «фантастическое составляет сущность действительности»? Ехидно качаете головой – эк тебя, приятель, разобрало! А если я напомню, что это утверждение Достоевского? В принципе, защищать или понукать жанр «фантастики» – не мое дело, мы пишем о человеке.
А Сергей Лукьяненко, которому в этом году исполнилось 50 лет, пожалуй, самый известный современный отечественный писатель-фантаст как в России, так и за рубежом. Автор 35 романов, множества повестей, сборников рассказов. Романы «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Черновик» экранизированы. В активе автора 59 литературных премий. И… хронологическая информация добывается просто. Другой вопрос, как формируется человек, который может себе позволить смотреть в будущее и многих этим будущим заряжать? Сегодня, когда технологическое развитие и без фантастов скачет непомерными темпами. А вот социальное, нравственное…
Рассказывает писатель о себе и своем творчестве всегда охотно. Например, поступив в Алма-Атинский медицинский институт и снимая комнату, 18-летний парень как-то заскучал в одиночестве: – И захотелось мне что-нибудь занятное почитать. А фантастику в то время достать было очень сложно. Я взял тетрадку, лег на диван и за вечер написал три коротеньких рассказа. Нет, их не напечатали. Но следующий рассказ инкогнито отнес в редакцию местного журнала приятель Сергея. Рассказ опубликовали. Прекрасно, восхитился юный студент-медик и следующий рассказ «За лесом, где подлый враг» предоставил на суд редакции журнала «Уральский следопыт» сам. Рассказ 20-летнего автора получил признание – причем не только в СССР, но и в Индии, США.
Вскоре С.Лукьяненко даже отправили на международный фестиваль фантастов! Суть, однако, не в том, что, получив диплом врача-психиатра и отработав год, он заявил родителям-врачам, что решил полностью уйти в литературу, чем привел их в ужас. Таких людей не так уж мало – меняющих профессию. Дело в другом: Сергей Васильевич притягивает множество людей своей прозой – иллюстрациями не только будущего, но и «предвидением» настоящего. А как и почему он делает именно это, проглядывается с большим трудом. Шутит много, когда его спрашивают о творчестве. Но внутрь пускает того, кто может реальность разглядеть.
ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ И ПО-СВОЕМУ
Мы говорили, что многие самые известные фантасты были крупными учеными. Биохимик Айзек Азимов предугадал в своих книгах интернет, смартфоны, беспроводные технологии. Иван Ефремов был палеонтологом, разработал одно из новых направлений в своей области науки. Герберт Уэллс представил миру лазер задолго до его научного обоснования. Физик и математик Артур Кларк предполагал появление искусственных спутников Земли. Как заметил главный герой самого известного из цикла романов С.Лукьяненко «Дозоры» Антон Городецкий: «…куда полезнее, если спину тебе прикрывает надежный и жизнерадостный, а не сильный и умудренный опытом партнер.
Сильный и мудрый всегда может отвлечься на более важную задачу, чем охрана чьей-то спины». Писатель ищет надежных и позитивных – ему талантливых мало, и эти поиски сегодня востребованы. А то, что другим многим, простите за нескладный оборот, эти поиски ни к чему, писатель отлично знает:
– Да мне сколько раз говорили, что я не умею писать. Найдется 10 тысяч человек, которые скажут: книга у тебя, автор, гениальная, другие 10 тысяч – что полная ерунда. Миллионы людей о тебе никогда не узнают. Но самые интересные вещи пишутся, когда писатель не слушает никого.
ВЗГЛЯД С ТОЙ СТОРОНЫ С ТОЙ СТОРОНЫ
Писатель Сергей ЛУКЬЯНЕНКО:
– Однажды ты еще услышишь, как время шелестит, песком протекая сквозь пальцы.
С.Лукьяненко раскрывает под фантастическим рефреном свое видение того, как мы живем и как жить бы надо, а уж дело каждого – соглашаться с этим или нет. «Дозоры» – романы о магической полиции, которая досматривает за людьми, обладающими нестандартными способностями. Или роман «Черновик» – хорошее название: а ну-ка попробуй пожить иначе и за что-то отвечать. Автор четко «проговорился» как-то, что глазами главного героя смотрел на других. Кстати, если не будет обстоятельств прочитать некоторые книги, можно посмотреть и фильмы, хотя:
– Кино отличается от книг, ничего тут не сделаешь. Если персонаж сделать таким, как в книжке, он не будет смотреться на экране. В кино ведь актеру надо наложить яркий грим. Попробуйте выпустить в реальную жизнь человека в таком гриме – чудовищно будет выглядеть, а на экране – реально. Как говорится, делайте ваши выводы.
ТО, ЧТО РЯДОМ
Тот же «Черновик»: молодой парень Кирилл однажды возвращается домой, а там живет другой человек. Кирилла не узнают родители и собственная собака, круглыми глазами смотрят на работе. А разве у многих из нас так не случалось, условно, конечно, когда не в состоянии найти себя самого. Реалисты описывают такие драмы в одном формате, фантасты – в ином. Кстати, однажды Сергей Васильевич начал открывать двери своей квартиры не теми ключами и не сразу сообразил такую закавыку. Только и всего. Но он внезапно представил ситуацию в образах и сразу начал писать книгу. Не развлекательную – сложную, психологически действенную. Причем С. Лукьяненко не скрывает, что сюжеты у него зачастую образуются под влиянием мелких житейских ситуаций.
Любопытно, что во многих книгах у него мелькают кварталы Москвы в районе станций метро «Проспект Мира» и «Алексеевская». Нет ничего проще: писатель жил в разные годы в этих местах, отлично знает тамошние дворы, бульвары, подъезды. Понимаете, о чем я? Качественная фантастика – не выдумка: это иной взгляд на настоящее и его перспективу. Сам фантаст Сергей Лукьяненко домосед. С женой Софьей они вместе почти 30 лет, у них два сына и 6-летняя дочка. Правда, молодым он мог писать где угодно, даже в промежутках шумной вечеринки, занимаясь другими делами. Нынче нужна тишина и отдельная комната. Но все-таки временно «не слышимая» семья во время работы должна быть совсем рядом: это главное. Вот такая фантастика.
Владимир РАТМАНСКИЙ
Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|