сегодня: 23 апреля 2024 г 16:31

Статьи

01 Фев 2017 15:25

Гульнара Хасьянова: «Микрон ориентируется на политику импортоопережения.

Уходящий год в научно- производственном комплексе Зеленограда запомнится серьезными достижениями и успехами группы компаний «Микрон». Крупнейший в России и странах СНГ производитель и экспортер микроэлектронной продукции не только подтвердил этот статус, но и сделал ряд прорывных шагов в различных направлениях деятельности, поставив перед собой стратегическую задачу переформатирования микроэлектронного рынка. И речь идет даже не о перестройке, а о фактическом создании с нуля нового экономического пространства с преобладающей ролью микроэлектроники как двигателя для других производств.

Для достижения этих амбициозных задач группа компаний «Микрон» начала серьезные изменения, в том числе своей структуры. Действительно, нельзя поменять мир, не изменившись внутренне. В структуре микроэлектронного комплекса были четко определены научный (АО «НИИ молекулярной электроники») и производственный (ПАО «Микрон») компоненты. Академик Российской академии наук Геннадий Красников, долгое время возглавлявший «НИИМЭ и Микрон», был избран председателем Совета директоров ПАО «Микрон», а в сентябре Указом президента В.Путина он был назначен руководителем технологического направления «Микроэлектроника».

В своей работе на посту генерального директора НИИ молекулярной электроники он сосредоточится на развитии уже сформированной научной школы в области исследований и разработки новых технологий создания современных интегральных схем. «Переход на новые топологические размеры, обеспечение дальнейшей разработки новых изделий невозможны без создания соответствующей научно- технологической базы», – уверен Геннадий Яковлевич.

ПАО «Микрон» в апреле этого года возглавила опытный управленец Гульнара Хасьянова. Основной задачей нового руководителя стало осуществление перехода от традиционной серийной продажи микросхем к разработке и поставке законченных системных решений, основанных на отечественной микроэлектронике. По мнению Хасьяновой, настало время нового этапа развития микроэлектроники и формирования вокруг нее принципиально нового российского рынка. Для этого сама микроэлектроника должна стать полноценной бизнес-единицей, и не просто отзываться на спрос, но и самостоятельно формировать предложения, которые позволят развивать новые сегменты рынка. О том, каким образом ПАО «Микрон» планирует реализо- вать эти задачи, мы поговорили с генеральным директором предприятия.

Работа на опережение

– Гульнара Шамильевна, какие задачи ставит перед собой «Микрон» в области импортозамещения?

– Импортозамещение, безусловно, перспективное и одно из приоритетных направлений деятельности нашего предприятия. Ведь мы предоставляем возможность рынку постепенно отказываться от внешней зависимости, защищаем наших партнеров от повышения стоимости импортных продуктов, обеспечиваем технологическую безопасность страны в стратегических отраслях. Однако когда речь идет об импортозамещении, мы говорим о серьезной конкуренции на существующем сформированном рынке. А рынок микроэлектроники является глобальным, где работают крупные состоявшиеся игроки. Чтобы выйти в это пространство, необходимо обладать конкурентными преимуществами. «Микрон», при всех его успехах и динамичном развитии, при способности производить качественные продукты, остается сравнительно небольшой фабрикой по объему выпускаемой продукции.

В этих условиях нашему предприятию правильней будет ориентироваться, в том числе, на новые рынки и даже формировать их. Такие рынки требуют новых лидеров, новых решений и продуктов, которые «Микрон» в силах разработать и произвести. Государство ставит перед нами задачи в области импортозамещения, которые мы с успехом выполняем.

Однако чтобы стать настоящим игроком на рынке, «Микрону» необходимо предпринимать самостоятельные серьезные шаги. И в этом случае мы уже говорим об опережающей деятельности, или «импортоопережении». В конечно счете, если мы делаем какой- либо продукт качественно для России, нам открыты пути и на экспорт.

– «Микрон» уже определил для себя новые рынки, на которые будет сделан основной акцент?

– В первую очередь, это рынок Интернета вещей и связанные с ним RFID-технологии. Интернет вещей – это система, которая построена на технологиях взаимодействия двух и более устройств через Интернет. RFID-технологии являются составной частью этой системы.

Пилотный проект

Евразийского экономического союза по созданию единой системы маркировки товаров контрольными идентификационными знаками стартовал в России в этом году. Было принято решение протестировать технологию на маркировке шуб и меховых изделий. В марте «Микрон» поставил в ФГУП «Госзнак» первую партию RFID-меток в количестве 120 тыс. единиц. Специально для этого наше предприятие разработало и освоило в серийном производстве несколько специальных RFID- меток, которые отвечали требованиям заказчика. Форм-фактор элемента был разработан в RFID- лаборатории «Микрона». А в сентябре было принято решение о поставке еще 2 млн RFID-меток в рамках проекта.

Итоги «пилота» показали, что количество ввозимых в Россию шуб и меховых изделий значительно больше, чем предполагалось ранее. Их маркировка защищенными от подделок метками позволила существенно увеличить собираемость акцизных платежей в бюджет государства, а граждане получили гарантию качества приобретаемого товара. И это только некоторые из положительных результатов, которых можно добиться, применяя RFID- технологии. Этот рынок не только перспективный и интересный, но и максимально практичный и полезный как для бизнеса, так и для всех наших граждан. И что особенно полезно для «Микрона», это новый рынок, на котором «Микрон» способен сыграть ключевую роль. Это и есть конкретный пример политики импортоопережения.

– Какие еще преимущества предоставляет развитие RFID- технологий?

Интернет вещей способствует совершенствованию и оптимизации бизнес-процессов, логистики и дистрибуции. К примеру, торговые точки могут быть оборудованы «умными холодильниками», оснащенными RFID- считывателями. Тогда ес ли каждая бутылка, помещенная в холодильник, получит электронную метку, при ее продаже и выемке из холодильника информация об этом автоматически будет передана на склад поставщика. Суммируя полученные данные, поставщик сможет определять потребности конкретной торговой точки в конкретном виде товара и оптимизирует свои поставки в этот магазин. Таким образом, то, что сегодня определяется с помощью дополнительно привлеченного персонала (мерчандайзеров), в перспективе может происходить автоматически. Это не только сократит расходы, оптимизировав бизнес-процессы, но и позволит эффективнее откликаться на спрос потребителей.

RFID-технологии могут быть распространены и на многие другие группы товаров: лекарства, обувь, лес. Кстати, произведенные на «Микроне» RFID-метки для лесной промышленности в ходе недавнего исследования показали лучшие результаты по зафиксированной дальности считывания и скорости срабатывания, чем аналоги, в том числе зарубежного производства. Наша RFID-лаборатория может создавать самые разные RFID- метки для любых материалов и любого назначения, удовлетворяя потребности самых разных заказчиков. RFID-метки способны оказать неоценимую услугу и рядовым потребителям.

С помощью смартфона c NFC-модулем любой покупатель сможет просканировать метку, установленную производителем на свой товар, и убедиться в его подлинности и соответствии качеству. Таким образом, мы способны убрать контрафакт с прилавков, а покупатель сможет в несколько кликов выявить поддельный продукт. Какое-либо стороннее вмешательство в информацию, заложенную в RFID-метке, полностью исключено благодаря ее уникальности и высокому уровню защищенности. Мы считаем, что молодой рынок RFID-технологий в России будет развиваться в течение ближайших 3-5 лет. И поэтому для нас он является приоритетным.

МИРовая карта

– Другим значимым проектом, в котором принимает участие «Микрон», является проект национальной платежной системы «Мир». Каких успехов удалось добиться в этом сегменте?

– Главным достижением «Микрона» в этом направлении стала разработка и производство полностью российского микрочипа с собственной операционной системой для национальных банковских карт «Мир». Недавно наши интегральные схемы К5016ВГ1 (MIK51SC72D) получили подтверждение соответствия требованиям, предъявляемым к интегральным схемам российского производства первого уровня. Существует всего два уровня «отечественности» микрочипов. Второй уровень означает, что микросхема разработана на территории России, но производится за рубежом и с использованием иностранных схемотехнических решений. А первый уровень предоставляется только тому чипу, который и разрабатывается, и производится в России на базе отечественной схемотехники. Именно этого удалось добиться «Микрону». Участвуя в проекте НСПК «Мир», наша микроэлектронная фабрика в 2016 году выпустила более 500 тысяч интегральных схем. В следующем мы планируем выйти на уровень 15 млн микрочи-пов для банковских карт «Мир».

Тесное взаимодействие нам удалось наладить с «МТС Банком», «КС Банком» и рядом других финансовых организаций. Одно из преимуществ нашего микрочипа – возможность реализации на его базе кобейджинговых проектов. Другими словами, банковская карта с нашим чипом может использоваться не только на территории России, но и за рубежом – она интегрирована с платежной системой Maestro (MasterCard). Так что пользователь карты «Мир» с нашим чипом получает неограниченные возможности ее использования в масштабах всего мира. Некоторые наши сотрудники, я знаю, уже пользуется такими картами. Перспективы развития проекта «Мир» связаны, в первую очередь, с готовностью российского рынка перестроиться и сделать эту услугу для своих клиентов более интересной. Например, предоставлять скидки при оплате российской картой или сделать карту мультиплатформенной, записывая на нее другие полезные приложения, например, транспортные. Перспективы же участи я «Микрона» в этом проекте связаны, в первую очередь, со снижением себестоимости интегральной схемы и переходом на массовый выпуск продукта.

Формирование новых рынков

– Гульнара Шамильевна, известны планы «Микрона» по принципиально новому позиционированию микроэлектроники на рынке. Какими способами это планируется сделать?

–Это действительно стратегическая и непростая задача. Однако положительные предпосылки к реализации этого проекта существуют. Как развивалась микроэлектроника в последние годы? Это время отмечено либо самоликвидацией небольших микроэлектронных фабрик, либо поглощением «малышей» более крупными игроками. Микроэлектроника, по большому счету, варилась в собственном соку. Перелом наступил в 2015 г., по итогам которого количество сделок в мировой микроэлектронной отрасли выросло в десять раз – микроэлектроника стала постепенно входить в цепочку стоимости. Фабрики, в том числе и «Микрон», осознали преимущества не простого изготовления микросхем, а производства готовых инновационных решений для бизнеса с соответствующей сервисной поддержкой. Ведь сегодня микроэлектроника работает, ориентируясь на спрос, однако ей уже пора самой создавать предложения, которые, в свою очередь, будут формировать и заинтересованность заказчиков. Ведь современное высокотехнологичное производство однозначно построено на возможностях электронной начинки – а это уже продукт микро- электроники.

А для того чтобы микроэлектроника заняла свое законное место в цепочке стоимости, она должна стать настоящим бизнесом. Это, к слову, коррелирует с политикой импортоопережения – создавать предложения опережающими темпами по сравнению со спросом.

– Видимо, это относится и к формированию базы российских поставщиков материалов и компонентов. Эту тему вы затронули во время заседания Совета директоров в префектуре округа…

– Все верно, хотя между этой темой и теми проектами, о которых мы говорили выше (RFID- технологии и НПСК «Мир»), есть одно важное отличие. Они реализуются при поддержке и по инициативе государства. А стать бизнесом микроэлектроника сможет, если будет функционировать самостоятельно, в свободном рыночном пространстве, предлагая свои варианты и пути развития. Формирование базы российских поставщиков материалов и компонентов – как раз и есть инициатива самой микроэлектроники. В 5-7-летней перспективе «Микрон» планирует таким образом заместить до 50% материалов и компонентов, используемых в собственном производстве.

Для реализации такой инициативы необходимо объединение нескольких микроэлектронных предприятий России, которые будут способны предоставить поставщикам гарантированный объем заказов, а также познакомить производителя с необходимыми требованиями к качеству продукции. Это очень непростой путь, который связан, во-первых, с проблемами консолидации микроэлектронных предприятий, а во-вторых, с возможностями российских поставщиков модернизироваться и перестраиваться. Ведь чувствительному микроэлектронному оборудованию нужны материалы соответствующего качества – малейшее изменение может привести к сбоям. И если этот путь получится пройти, результат станет ярким примером позиционирования микроэлектроники в цепочке стоимости, примером ее превращения в сегмент рынка, который сам формирует предложения и сам создает этот новый рынок.

– А какое место в новых экономических условиях способна занять проектируемая фабрика 28 нм?

–В своем указе президент страны поручил Министерству промышленности и торговли РФ и крупным микроэлектронным предприятиям проработать вопрос строительства такой фабрики. «Микрон», со своей стороны, рассмотрел этот вопрос и пришел к выводу, что завод 28 нм должен стать ключевым звеном новой инфраструктуры микроэлектронного рынка. Проект должен проанализировать не только существующий спрос на микроэлектронную продукцию этого топологического уровня и сформировать пул заказчиков, но и определить объем потенциального рынка, о котором мы говорили выше.

Приоритеты развития

– Каковы основные перспективы развития «Микрона» на 2017 год?

– Мы продолжим развитие тех проектов, в которых участвовали в 2016 году. Это и проект национальной платежной системы «Мир», и развитие RFID- технологий, и некоторые другие проекты, например, создание электронных водительских удостоверений. Особый акцент будет сделан на технологию Интернета вещей. Если рассматривать деятельность «Микрона» в более широком смысле, то основные перспективы связаны с позиционированием фабрики в глобальном тренде. Микроэлектроника идет по пути расширения участия в цепочке стоимости, а это значит, что мы рассматриваем варианты по-вышения ценности и функциональности наших микросхем, их сервисное обеспечение и, следовательно, стоимость конечного продукта. С точки зрения развития в статусе резидента ОЭЗ «Зеленоград», «Микрон» ориентируется на совместную работу с предприятиями по налаживанию производства готовых инновационных решений, которые базируются на нашей микроэлектронике. Это позволит развивать собственное производство, а также создавать новые рабочие места в Зеленограде. Кроме этого, в рамках проекта ОЭЗ «Зеленоград» в 2017 году планируется открыть на «Микроне» таможенный терминал, который упростит процедуру досмотра и ввоза необходимой продукции и материалов. Перед нашим микроэлектронным предприятием открыты большие перспективы развития. Наша задача – правильно их определить, расставить приоритеты и умело воспользоваться предоставленными возможностями.

Е.АНДРЕЕВ

Рубрика: Работа и бизнес
Издание: Журнал "Зеленоградский предприниматель"

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'block_themenews' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''