Космонавт-испытатель Елена СЕРОВА:
– Со стороны, когда космонавты проходят испытания на центрифуге, кажется, словно у них на лице играет улыбка. Не-ет, в реальности улыбки нет: перегрузки настолько вжимают в кресло, что ощущаешь, будто на тебя положили тонну груза.
Жажда мучает всех
Елена полетела в космос бортинженером на корабле «Союз ТМА-14М» в сентябре 2014 года, спустя 17 лет после предыдущего полета Елены Кондаковой. Вообще на сегодня в космосе побывало 553 космонавта и астронавта, из них – 60 женщин, в том числе 4 россиянки. Полтысячи человек почти за шесть десятилетий. И шесть десятков дам. В 2016 году на экраны вышел ремейк кинофильма «Экипаж». Одна из героинь, Александра в исполнении Агне Грудите откровенничает: «А ты знаешь, что такое быть женщиной-летчиком? Сколько надо пробиваться? Нужно быть на две головы выше, чтобы за равную приняли». Елена Олеговна категорически бы не согласилась с подобным утверждением. А ведь она пробивалась не в летчики – в космонавты. Надо выдержать все испытания, по ее словам, вот и все. Хотя она подтверждает, что никаких различий в программе подготовки между мужчинами и женщинами нет. Одно лишь отличает Елену Серову от других космонавтов: она – первая в мире женщина, полетевшая в космос уже будучи мамой.
Но как назвать те испытания, которые прошла Елена вместе с другими претендентами на зачисление в состав экипажа международной космической экспедиции? Два года общей подготовки, более 100 экзаменов за это время, спецпрыжки с парашютом, тренировки в невесомости. А выживание в пустыне или в зимнем лесу?
– Перед стартом мы проходим испытания в тяжелых стрессовых ситуациях, – раскрывает секреты подготовки Елена Серова. – Например, в пустыне, когда на несколько дней на троих у нас три литра воды.
А как иначе, если космонавты действительно приземлятся где-нибудь в 60-градусной Сахаре?
Раскачался и к звездам
Ну как, нравится? Или вы на поверхности бурного моря, надо выйти из спускаемого аппарата в скафандре, а там шторм, холодрыга, простите. Такие многодневные тренировки проходили в специальной гидролаборатории. Причем мало выдерживать эти проверки – надо подходить для полетов и с физиологической точки зрения.
– Чтобы полететь в космос, нужно обладать определенным вестибулярным аппаратом, – отмечала эта внешне довольно хрупкая женщина. – Он не должен быть слишком чувствительным, потому что при спуске, даже штатном, перегрузки достигают 8 g.
Звучит красиво, но это почти предел физиологических возможностей человека. Кстати, по словам Елены Олеговны, фактически свой вестибулярный аппарат она «раскачала»... в детстве, крохой, в военном городке в далеком селе Воздвиженка, более чем в 100 километрах от Владивостока, где служил отец будущей космонавтки. Там иных развлечений не было, и качели стали первыми многодневными «испытаниями».
У Е.Серовой – очаровательная улыбка, но когда она начинает говорить – немногословно, но емко, начинаешь понимать, насколько у нее железный характер. Нет, титановый. Она пожмет плечами, если ей станут намекать про романтические мечты о полетах в космос. Вы уже немного поняли, что такое «романтика» в бесконечных тестах для будущих космонавтов? Но она спокойно объясняет: «Не люблю получать подарки, люблю их делать». Или: «Я никогда не расстраиваюсь. Получаю урок и иду дальше».
Единую программу подготовки мужчин и женщин Елена называет нормальной конкуренцией. Ее спрашивают: «Как вам все же удавалось выдерживать экстремальные тренировки?». И опять следует спокойный ответ: «Научилась принимать самостоятельные решения».
Испытай один раз полет...
В чем-то ей повезло? Если в космос она, будем говорить прямо, пробилась только сама? Не совсем – ей повезло с семьей, что бывает не всегда. С мужем Елена познакомилась в общежитии Московского авиационного института, куда она поступила, на аэрокосмический факультет по окончании школы. Причем на кухне познакомилась – стряпали оба. Поговорили на космические темы и с тех пор не расстаются. Тем более, что и работали много лет вместе, в ракетнокосмической корпорации «Энергия». Ее муж Марк Серов – начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия». Но дело, как вы понимаете, не только в близости профессиональных интересов. Это семья – друг за друга горой. Через много лет супружеской жизни муж шутил: «Я парень молодчина, не промах: самую умную и красивую жену выбрал». Марк подал заявление в отряд космонавтов первым, а Елена в это время родила Леночку – младшую. А через два года последовала за мужем. Что значит последовала – какие надо выдержать испытания, вы уже в общих чертах знаете. Но есть еще одно качество Елены Серовой, заслуживающее всяческого уважения – психологическая устойчивость.
Сколько женщин готовилось полететь в космос? Например, врачи Елена Доброквашина и Лариса Пожарская тренировались более десяти (!) лет для полетов на станциях «Салют» и «Мир». Но затем полеты отменяли, группы расформировывали. А Надежда Кужельная в 90-х пришла в отряд космонавтов, не один раз ее назначали в экипажи, в итоге и она не полетела. Сама Елена готовилась к своему 170-дневному полету восемь лет, назначали ее и в дублирующие экипажи. Это когда основной и дубль летят на Байконур – мало ли что случится, но ни разу не было, чтобы не полетел основной. Одну небольшую привилегию семье Серовых все же позволили: мужу разрешили встретить спускаемый аппарат вместе с поисково-спасательной группой, и Марк не только напоил родную космонавтку теплым чаем с земляничным вареньем, но и подарил 15 роскошных роз. Но потом были долгие медицинские обследования, отчет о 60 сложнейших экспериментах на борту корабля. Полтора последних года Елена Олеговна – депутат Госдумы, зампредседателя комитета по экологии и охране окружающей среды. Она поднимается – высоко и очень высоко. Как сказала коллега Е.Серовой – парламентарий и летчик-космонавт Светлана Савицкая: «Чему учат в нашем родном институте МАИ, как нигде, – так это учиться». Это к тому, что вы прочитали много книжек, захотели далеко полететь, во Вселенную – имейте в виду: придется пахать. Пахать сможете? Как Серова?».
Владимир РАТМАНСКИЙ
Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|