сегодня: 21 мая 2024 г 03:01

Статьи

19 Янв 2018 11:23

Художественная ценность плюс наглядный пример

Художественная ценность плюс наглядный пример

Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов дал нашей газете развернутое интервью.

– В прошлом году в столице отреставрировали 182 объекта культурного наследия. Какие из них вы могли бы отметить?

– Эта цифра – хороший повод для гордости: шесть лет назад, в 2011 г., мы начинали с 45 отреставрированных памятников. 2017-й был действительно примечательным. Впервые отреставрировали памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора Опекушина – тот, что стоит на Пушкинской площади, известный без исключения всем, не только москвичам. Это в каком-то смысле символ столицы, который был открыт накануне Дня города в сентябре. Другая достопримечательность Москвы – ВДНХ: здесь также начались работы по реставрации исторических павильонов, многие из которых не реставрировались со дня своего открытия. Они преподносят нам много сюрпризов в виде скрытых за фанерными листами, кирпичной кладкой и слоями краски скульптур, барельефов, мозаик. Работа крайне кропотливая, но очень интересная и масштабная. Проведены реставрационные работы во многих городских усадьбах и домах: это знаменитый дом со львами в усадьбе Фон Рекк, жилой дом Боля-Гутхейля, усадьба Татищева, дом Баулина, городские усадьбы Колесникова и купца Гусева и мн. др. Кстати, последние три объекта были отреставрированы частными инвесторами в рамках программы льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».

Всего в этом году по программе были сданы семь объектов культурного наследия. Здесь же я бы отметил усадьбу Остафьево – она находится на территории Новой Москвы. Ее, а также приусадебный парк реставрировали несколько лет, в 2017 г. работы были приняты.

Нельзя не упомянуть культовое зодчество: объекты ансамблей Высоко-Петровского и Рождественского монастырей, церковь Архангела Михаила в Донском монастыре, церковь Рождества Христова (опять же в Новой Москве – в деревне Варварино), храмы на четной стороне Варварки у парка «Зарядье». И это лишь малая часть отреставрированных объектов: можно упомянуть некоторые мемориалы, а также художественные надгробия на Введенском, Преображенском кладбищах. Кстати, многие из этих объектов в этом году были отмечены жюри на конкурсе «Московская реставрация».

– К слову о «Московской реставрации»: в прошлом году подано 100 заявок, и это абсолютный рекорд. С чем вы связываете такой интерес к восстановлению памятников культурного наследия города?

– Как вы верно отметили, в плане количества заявок на участие в «Московской реставрации» был побит рекорд за все время существования этого конкурса с 2011 года. В итоге из сотни жюри выбрало 52 победителя; работы были проведены на 20 объектах культурного наследия. Почему растет количество участников этого конкурса? Должно быть потому же, почему из года в год увеличивается количество отреставрированных памятников, количество объектов, на которых проводятся противоаварийные работы, становится больше зданий, которые частные инвесторы реставрируют за свой счет. Наследие – это не просто здание, которому 100 или 200 лет, это память поколений, труд архитекторов, инженеров и художников прошлых лет, совокупность знаний и талантов многих людей, живших до нас.

Тут же нужно отметить еще одну интересную тенденцию: последние три года работы более чем на половине объектов про- водятся частными инвесторами. То есть представители бизнес- сообщества прекрасно понимают ценность памятников архитектуры и сознательно идут на эти траты. А ведь понятно, что реставрация, к примеру, особняка XIX века обходится куда дороже, чем возведение нового здания на пустом участке. Конечно, важно и то, что власть идет навстречу таким инициативам. Но самое главное – в этом году на конкурсе мы впервые награждали молодых реставраторов. Поскольку мы уже не впервые получаем заявки на участие от молодежи, была учреждена премия для студентов, которые учатся по специальности «Реставрация», т.е. спрос рождает предложение. Благодаря им отрасль живет и развивается. Их искренний интерес к профессии и предмету – культурному наследию – также делает труд реставраторов востребованным.

 – Алексей Александрович, вы работаете в Департаменте с 1990 г. На ваш взгляд, что изменилось за последние годы по отношению к памятникам столицы?

– Во-первых, изменилась сама структура органов охраны памятников: в 90-е годы существовали небольшие управления внутри Главного управления планировки и застройки, которое, в свою очередь, являлось частью Москомархитектуры. Сейчас Мосгорнаследие – это отраслевой орган по охране памятников в структуре Правительства Москвы. Как департамент мы обладаем иными полномочиями; вместе с тем уровень ответственности за принятые решения и действия тоже стал гораздо выше. Это позволяет действовать более решительно и приносит более ощутимые результаты. Во-вторых, нельзя не отметить смену парадигмы и в сознании людей. Горожане действительно стали относиться к наследию нашего города серьезнее: им важно уже не только то, как выглядит их дом или двор, но и то, чем живет родной район, чем примечателен исторический центр Москвы. Не случайно же в последние годы стали так популярны пешеходные городские экскурсии. Люди ходят на них не забавы ради, а для того, чтобы узнать, увидеть, почувствовать свой город. Понимая это, департамент старается отвечать на запрос граждан и предлагает новые форматы взаимодействия: к приме- ру, экскурсии, которые ежегодно проходят в дни культурного наследия (18 апреля и 18 мая) в различных примечательных зданиях нашего города, в т.ч. закрытых для посещения в другие дни.

Еще один проект – портал и мобильное приложение «Узнай Москву». Здесь можно узнать о различных памятниках столицы, добавить собственный материал, создать тематический маршрут (или взять на заметку уже созданный другим пользователем). Мы планируем, что в ближайшее время он станет своеобразной википедией культурного наследия города. Еще раз подчеркну – без живого отклика со стороны горожан все это было бы невозможно.

– Старейший на сегодня архитектурный памятник Зеленограда – церковь Николая Чудотворца, которой в прошлом году исполнилось 190 лет. Как принимается решение о реставрации памятника архитектуры? Нужна ли реставрация нашей церкви?

– Мосгорнаследие отвечает за охрану и сохранение каждого объекта культурного наследия. По сути, на нас лежит большая ответственность за то, какой увидят историческую Москву наши потомки. Сегодня в столице насчитывается 7610 объектов культурного наследия, 94% из них находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. В первую очередь, реставратор должен сохранить и подчеркнуть первозданность объекта, его особенность. В этом и заключается главная сложность реставрационных работ. А дальше уже идут технические моменты, с которыми сталкивается каждый специалист: например, наличие мозаики, живописи, необычные материалы. А еще нужно провести инженерные коммуникации, сделать так, чтобы объект мог дальше развиваться вместе с городом, т.е. успешно включить его в жизнь столицы.

Церковь Николая Чудотворца является объектом культурного наследия регионального значения. На данный момент прове- дение реставрационных работ в ней не планируется. Кроме нее на территории Зеленограда есть еще несколько объектов культурного значения: это мозаичное панно и рельеф на фасаде здания Торгового центра и ресторана «Русский лес», памятник защитникам Москвы и несколько мемориальных братских могил воинов Красной армии.

 – Упомянутый вами памятник – мемориальный комплекс «Штыки» – один из символов нашего города. В конце прошлого года он был отреставрирован при участии Департамента культурного наследия. На ваш взгляд, мемориал и подобные ему объекты смогут сохранить историю победы нашей страны для молодых россиян?

– Мемориал, о котором вы говорите, признан объектом культурного наследия регионального значения. Он расположен у въезда в Зеленоград на 40-м километре Ленинградского шоссе. Это памятник защитникам Москвы; здесь в братской могиле захоронены останки воинов, погибших в боях за деревню Матушкино, а также тех, чьи останки были обнаружены во время строительства города. Мемориалы, подобные «Штыкам», в том числе сохраненные на территории столицы ДОТы, являются важными свидетельствами тех непростых лет, символами мужества защитников города.

Мы уже говорили с вами о наследии; так вот это – наглядный пример того, что объект не только представляет собой художественную ценность, но и несет важную идеологическую нагрузку. С каждым годом остается все меньше ветеранов. Поэтому нужно не просто рассказывать младшим поколениям о том, что происходило на подступах к городу почти 80 лет назад, но и показывать наглядно: насколько близко был враг, сколько людей погибло в битве за Москву. Люди уходят, а эти свидетели нашей истории остаются. Наша задача – сохранять такие памятники.

– Сколько памятников намечено департаментом к реставрации в 2018 году, какие из них вы бы назвали самыми значимыми?

– В этом году у нас много планов. Завершается реставрация на ВДНХ, о которой я уже говорил. Намечено проведение реставрационных работ в знаменитом Доме Наркомфина, где уже закончены первичные противоаварийные работы. Согласована проектная документация на проведение работ по зданию Северного речного вокзала – его судьба беспокоит многих москвичей. Продолжается реставрация в палатах князя Пожарского – горожане внимательно следят за этим объектом, который долгое время находился в аварийном состоянии. Запланирован комплекс реставрационных работ на фасадах гостиницы «Метрополь»: в частности, реставраторы будут работать и со знаменитым мозаичным панно Врубеля «Принцесса Грёза». Дом с писателями в Плотниковом переулке, дом купца Быкова на 2-й Брестской, особняк Кекушевой на Остоженке – своего часа ждут многие здания. А ведь есть еще памятники, исторические надгробия, которые также будут отреставрированы в 2018 г.

Владимир РАТМАНСКИЙ

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'block_themenews' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''