В юбилейный год 65-летия Зеленограда мы рассказываем не только о лучших людях города, но и о лучших предприятиях.
На сегодняшний день технопарк «Элма» – это около 90 компаний с различной специализацией и более 3300 рабочих мест. Первый герой повествования о резидентах технопарка «Элма» – научно-производственное предприятие «Мелитта», достижения которого в области высоких технологий облегчают борьбу с вечными врагами рода человеческого – болезнетворными микроорганизмами.
Каждый из нас при посещении медицинских учреждений сталкивался с кварцеванием – уничтожением вирусов, бактерий и иных микроорганизмов посредством ультрафиолетового (УФ) облучения помещения, медицинских инструментов или даже тела пациента с помощью соответствующих ламп. Технология не нова и безотказна. Казалось бы, какие возможны усовершенствования в этой области?
Но коллектив предприятия «Мелитта» под руководством генерального директора Якова Абраммеровича Гольдштейна так не считает. Яков Абраммерович – врач с огромной практикой, прекрасно знающий важность обеззараживания и стерильности в медицине. Отсюда и миссия компании – разработка и производство оберегающих человеческие жизни импульсных УФ-установок, от переносных до стационарных. По существу, «Мелитта» говорит «нет» смертности от инфекций. И надежность таких установок зафиксирована экспериментально: их эффективность в уничтожении микроорганизмов в различных случаях колеблется в пределах 99,90-99,99%. Фантастика, скажете вы? Нет, эти результаты обусловлены тщательной проработкой технических решений, применяемых как в самих УФ-установках, так и при производстве их важнейшей части – УФ-лампы. Ведь в оборудовании «Мелитты» используются лампы исключительно собственного производства, заполненные не парами ртути или галогенов, а нейтральным газом ксеноном, причем с широкополосным УФ-излучением. Именно такое решение дает возможность уничтожать мутирующие микроорганизмы.
Путь «Мелитты» от возникновения самой технической идеи до серийного производства занял дюжину лет (1991–2003). Только в 2005 году стартовало серийное производство, составляющее ныне несколько сотен установок семи моделей в год, плюс не забудем об их сердце – ксеноновых УФ-лампах. А обо всем остальном расскажет Яков Абраммерович.
– Что делает продукцию «Мелитты» уникальной не только в масштабах России, но и во всем мире?
– Начнем с малого: мы вообще единственная компания в мире, производящая УФ-установки в кейсовом исполнении. Очень удобно: просто чемоданчик с программным устройством, программу облучения можно задавать. Такими переносными установками пользуются и врачи, и охрана первых лиц, если в этом есть необходимость.
– Как пандемия COVID-19 отразилась на столь необходимых для борьбы с ней ваших технических разработках?
– Мы стали единственной в России компанией, получившей разрешение вписать в руководство по работе с нашими установками раздел об их пригодности для уничтожения именно вирусов COVID-19, причем режим уничтожения таких вирусов включается буквально одним нажатием кнопки.
– Ощущает ли ваша компания конкуренцию в мировом масштабе?
– Да, мы экспортируем наши установки с 2009 года. Один из главных потребителей – емкий рынок ЮАР, и попытки воспроизводить наши технические решения предпринимались зарубежными фирмами неоднократно. К примеру, китайские производители уже раз пять пытались копировать наши установки и выходить с ними на рынок по совершенно демпинговым ценам. Результат? Их установки оказались абсолютно неэффективными. Дело в том, что мы делаем УФ-лампы вручную, и пусть их конструкция защищена патентами, но… Патенты – это одно, а технологические секреты нашего собственного производства – совсем другое.
– Какое достижение своей компании вы бы назвали незаурядным?
– Эта история не имеет отношения к медицине: если человечество посылает космические исследовательские аппараты к другим планетам, то они обязаны быть стерильными, чтобы и наши микроорганизмы в другой мир не занести, и не исказить результаты биологического исследования небесного тела. Наши установки применялись в 2016 году на космодроме «Байконур» для обеззараживания сборочного помещения объемом 2400 кубических метров с 800(!) воздуховодами. Процесс занял целый месяц. Это было нужно для стерильности сборки космического аппарата «Скиапарелли», отправляющегося на Марс. А потом наши установки обеззараживали детали и узлы аппарата, также запускавшегося на Марс в рамках проекта «ЭкзоМарс».
Таков размах деятельности «Мелитты»: от кабинета в поликлинике до космодрома и космической техники, изучающей далекие миры.
Всеволод БАРОНИН,
фото НПП «Мелитта»