Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 08 ноября 2024 г 18:19

Статьи

30 Авг 2017 20:57
Просмотров:

Будущее начинается на первом курсе

Будущее начинается на первом курсе

Мы привыкли к определению, что для молодых открыты все пути. Это так, но темп жизни растет стремительно и все меньше остается пространства для «права на ошибку» в выборе будущей профессии. Окончить вуз, чтобы понять, что выбран не тот путь, и искать работу не по специальности – в современном мире непозволительная роскошь.

Поэтому уже на этапе бакалаврской и магистерской работ студент должен хорошо представлять, кем он хочет стать и что делать. Но это значит, что уже на 3 курсе (точно), а то и на 1-2 (желательно) студент должен пробовать себя в разных направлениях деятельности, искать и определяться со своим будущим. Тогда можно будет избежать противоречий между наклонностями учащегося и темой его дипломной работы, между темой работы и практикой, а на 4–6 курсах студенты смогут стать специалистами уже с заветными 2-3 годами опыта в выбранном направлении.

По идее, внедрить такой «метод проб и ошибок», создать для студента возможность выбора направлений, в которых можно себя испытать, должен вуз. Но сразу следует отметить, что это дополнительные затраты: все возможные направления практики должны быть обеспечены ресурсной базой. Трудно выбирать между кубиком и цилиндром, когда есть только кубик или только цилиндр: в наличии должны быть оба предмета. Что же говорить о ситуациях, когда для обеспечения такого выбора требуется иметь дорогостоящее научно- техническое оборудование, а то и аналоги оборудования производственного? Отсюда возникает вопрос – как эти затраты компенсировать, если не целиком, то хотя бы частично? Как показывает опыт МИЭТ, попробовать пройти «между Сциллой и Харибдой» можно. И можно сделать даже большее.

Первая ласточка в этом направлении была запущена еще 12 лет назад: тогда по инициативе А.Капранова был осуществлен первый в России проект по коллективной защите диплома, авторами которого были студенты разных факультетов. Причем идея сразу была ориентирована на рынок: студентам предлагалось не просто защитить диплом на абстрактную тему, а предложить товарную, продаваемую разработку, и доказать: а) ее работоспособность и б) ее конкурентоспособность. Сейчас бы сказали, что это такой коллективный дипломный стартап. Но 12 лет назад это слово еще не набрало современной популярности. И та инициативная защита так и осталась в единственном числе.

Но обстоятельства меняются. То, что опережало события в 2005 г., оказалось востребованным через 12 лет. Доцент кафедры ИПОВС Андрей Андрианов предложил студентам в рамках курса «Интернет-программирование» выполнить индивидуальные задания в качестве альтернативы традиционным лабораторным работам как средству практического освоения учебной программы. Работа над заданиями предполагалась в группах. Всего сформировалось 6 групп численностью до 4 человек. В конце семестра была проведена внутренняя предзащита, а затем «Открытая защита». На нее были приглашены представители зеленоградских компаний, которые по роду деятельности могли заинтересоваться тематикой разработок студенческих групп.

По итогам «Открытой защиты» представителей двух команд пригласили на стажировку в зеленоградскую компанию. В инициативах А.Андрианова и А.Капранова есть много общего. В том и в другом случае предусматривается коллективная работа, самостоятельное целеполагание, нацеленность на результат. В инициативе А.Капранова был тезис о коммерциализации результатов работы над коллективными дипломами в виде предприятия. Опыт «Открытой защиты» уже дал опосредованные коммерческие результаты, то есть «конверсия» составила внушительные 33%.

Как прокомментировал А.Андрианов, продолжение «Открытой защиты» может иметь для студента четыре сценария: 1) «я попробовал и понял, что мне интересно другое»; 2) фирма берет студента или целую команду на стажировку-практику-работу на основе того опыта, который они приобрели в работе над своим проектом; 3) фирма берет студента или целую команду вместе с проектом, который они делали, для того чтобы этот проект реализовать у себя; 4) студенты сами решают доводить проект в рамках бакалаврских и (или) магистерских работ до уровня стартапа. Любой из них имеет полезную составляющую.

Кстати сказать, недавно был создан фонд целевого капитала МИЭТ. Обычно капиталом вуза считается коллектив преподавателей, оборудование, здания и т.д. Но кроме этого, как прокомментировал А.Капранов, это еще и студенты, их квалификация, стоимость на рынке труда. И такие программы, как «Открытая защита», могут этот капитал значительно увеличить.

Иван ЛАЗАРЕВИЧ

Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь