Академик Валерий Рубаков: «За последнее время в физике элементарных частиц и в физике Вселенной произошли мощнейшие изменения. Если оглянуться на 25-30 лет назад и посмотреть на то, что мы знаем сегодня – это небо и земля. Однако, чем больше начинаешь в проблему вникать, тем больше вопросов возникает».
Далеко и еще… глубже
Вообще, Валерия Анатольевича называли вундеркиндом еще с детства, но признайтесь, многие из вас, даже имея в виду, что мы живем в городе физиков, математиков и программистов, слышали о нем? Ученые, инженеры, студенты МИЭТ само собой, что уж тут говорить. А большинство людей, имеющих мало отношения к точным наукам? Только и знаем, что Ньютона да Эйнштейна. Как результат: у нас угнездились идеи, что там, на Западе, умные господа постоянно делают открытия, а вот у нас с этим большая «напряженка». По себе знаю: отечественные ученые встречаются с нами, чтобы доходчивым языком рассказать о своей работе и достижениях, очень неохотно. Академик В. Рубаков объясняет:
– Увы, мы не научились об открытиях рассказывать. Вероятно, менталитет у нас таков: явно скромнее наш брат-ученый, нежели в США или Европе. Там порой, казалось бы, самое крошечное открытие громко презентуется, и авторитет ученых на Западе очень высок. А у нас поразительные научные открытия, которые были и есть, афишируются крайне редко и не выходят, как правило, за пределы научного сообщества. К сожалению, у российских ученых нет установки оповещать общество о своих открытиях.
Так вот, Валерий Рубаков – один из ведущих в мире специалистов в сфере физики элементарных частиц, квантовой теории поля, космологии. 40 лет занимаясь теоретическими изысканиями в Институте ядерных исследований РАН, Валерий Анатольевич также – профессор, завкафедрой физики частиц и космологии МГУ. Кстати, избранный действительным членом Академии наук в 1997 году, он стал на тот момент в 42 года самым молодым академиком в стране. Причем известность в научном мире он получил уже в 26 лет, описав так называемый «Эффект Рубакова».
Если говорить научным языком, этот эффект анализирует монопольный катализ распада протонов – любители физики с легкостью могут найти описание этого эффекта и его суть. Нам же здесь интересно, что еще совсем молодой человек, лишь недавно защитивший диплом, занимался глубокими научными изысканиями, сделав собственное теоретическое открытие. Впоследствии он стал особо известен, как эксперт, успешно изучающий раннюю стадию развития Вселенной.
– А сегодня ученый мир пытается понять, как развивалась Вселенная на самой заре существования, фактически в доли секунды своего рождения, – определяет Валерий Анатольевич нынешние исследования. – Скажем, мы изучили не всю Вселенную, а доступную для наблюдений ее часть. И эта часть оценивается в 14 миллиардов лет – ведь мы видим свет, который исходит из объектов во Вселенной. Однако вся видимая область Вселенной составляет порядка 45 миллиардов лет – она же постоянно расширяется.
VALERI – ELVIRA
Валерий Анатольевич довольно редкой породы ученый: будучи глобальным специалистом в своей области, он явно выраженный экстраверт, шутник, человек открытый и доброжелательный, что в высоком научном сообществе случается не часто. Обычно эти головастые люди больше устремлены в самих себя и свои поразительные изыскания. Как он успевает быть и физиком, и лириком?
Родители у него технарями были: отец– инженером-проектировщиком, мама работала в оборонном НИИ. Но они не хотели для сына непростой научной карьеры. Тут опять натыкаешься на еще одно выраженное качество академика В. Рубакова – скромность. Говоря о своих достижениях, непременно огромную роль в становлении отдает учителям. «Мой преподаватель физики в 57-й физико-математической столичной школе Владимир Бронфман зажигал идеями, ему надо было не просто рассуждать на сложные темы, но и решать конкретные задачи. А по числу его выпускников, ставших серьезными учеными, думаю, он заслуживает книги рекордов Гиннесса». Кроме того, если семиклассник с увлечением прочитал популярную книжку об элементарных частицах, его путь был предопределен заранее. После школы он поступил на физический факультет МГУ им. Ломоносова, а затем сразу в Институт ядерных исследований. В 26 лет он защитил кандидатскую, через 8 лет – докторскую диссертации. Что не мешало будущему мировому светилу физики жениться еще студентом. Причем со своей супругой Эльвирой, ученым-иммунологом, Валерий Анатольевич познакомился на Белом море еще школьником на Беломорской биостанции, принадлежавшей МГУ. Строить ее поручили, в том числе, студентам и школярам.
– Там было двадцать математиков и одна 15-летняя девчонка. Она меня выбрала, пришлось писать стихи и чуть позже жениться, – подшучивал академик.
У него двое детей и дочь, внуки. – Понимаете, была у нас одна большая проблема: сын Сережа умудрился родиться с абсолютным слухом и «бился» о скрипку в музыкальной школе. Правда, затем у нас появилось четыре гитары, и мы устраивали домашние концерты.
РАННЯЯ ВСЕЛЕННАЯ
Академик Валерий Рубаков: «За последнее время в физике элементарных частиц и в физике Вселенной произошли мощнейшие изменения. Если оглянуться на 25-30 лет назад и посмотреть на то, что мы знаем сегодня – это небо и земля. Однако, чем больше начинаешь в проблему вникать, тем больше вопросов возникает». Кроме того, семейство много лет совершало походы на байдарках, путешествовало. Вот такой у нас академик. Кстати сказать – однажды в Кембридже обратили внимание, что из их с женой имен составляется анаграмма: VALERI – ELVIRA. Судьба!
НАУКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО
Трудные 90-е годы прошли, финансирование науки заметно прибавилось, но много ли современных ребят идет в ученые сегодня?
– Наука – это удивительно интересно и так же сложно, – говорит Валерий Анатольевич. – Об этом и нужно повторять ребятам, рассказывая о карьере ученого. Ведь придется протереть не одни штаны, чтобы добиться крошечной крупицы новых знаний. Здесь и таланта мало, требуется работоспособность и увлеченность.
По его словам, сегодня есть немало научных учреждений, где надо готовить смену: это одна из главных задач. Подготовить крупному ученому коллегу и «сменщика» непросто, работы для этого требуется много при дефиците времени, а труд может оказаться неблагодарным. Молодой человек, получив диплом, раздумает идти в головастые. Уезжает сегодня из страны заметно меньше будущих светил, но проблем решать здесь придется очень много.
Ну, а полный сил и идей академик Валерий Рубаков продолжает изучать развитие ранней Вселенной. Ведь, как он замечает: «Мы с вами и есть очень дальние отпрыски вакуумных флуктуаций (колебаний) всяких полей, которые были во Вселенной».
Владимир РАТМАНСКИЙ
Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|