То, что люди в возрасте всегда готовы попенять молодым, что те живут как-то не так – не ново, так уж издавна повелось. Но ведь еще совсем недавно молодежь (и мы в том числе) могла снискать себе разве что совсем другой упрек. Ничего-то им (т.е. нам) не интересно, ни к чему душой не прикипают, вялые какие-то, безынициативные.
И вдруг…
Оказалось, что пока мы потихонечку… ну, не молодеем, рядом с нами выросло совсем иное поколение молодых. Молодых, которых не нужно уговаривать: «…ну поработай ты за компьютером, будь человеком, поройся в Интернете!» Молодых, практически каждый (!) из которых готов хоть и сбивчиво, но зажигательно объяснить, какой планшет лучше купить и почем, как сделать перепрошивку операционной системы iOS и многое другое. Проконсультировать, так сказать.
Хочется воскликнуть: так что же, все они специалисты? IT-специалисты? И стоило компьютерному «железу» упасть в цене до социально приемлемого уровня – и вот! Молодежь поменяла вектор жизненных устремлений?! От вялости – к задорному «драйву»? От глухого невежества – к активному владению знанием, которому и не во всяком-то институте научат?
Получается, что сам собой возник и успешно функционирует некий «народный университет». В котором исключительно при помощи самообразования и взаимного обучения (мечта просветителей всех времен!) молодые люди становятся специалистами в одной из самых продвинутых сфер знания.
Согласитесь, возникает уйма вопросов. И первый из них: в чем же именно, в какой сфере молодые люди, дружащие с компьютерами и гаджетами, становятся специалистами?
Технари или гуманитарии?
Ответ, казалось бы, очевиден. Поскольку прогресс IT целиком опирается на успехи естественных наук и соответствующих технических воплощений, видимо, есть все основания обозвать этих людей «технарями».
Тем более неожиданным было услышать мнение человека, занимающегося проектированием сложных систем. Как-то, обсуждая вопрос о привлечении к работам молодых «хакеров», он в сердцах сказал: «Да ведь они гуманитарии все, ваши айтишники!..». Притом сказал явно в уничижительном смысле. Признаться, было немного обидно. И за гуманитариев, и за айтишников.
И лишь гораздо позже стало понятно, что говорили мы, по сути, о разных вещах. Дело в том, что информационные технологии удивительно многолики. И «айтишниками» можно назвать совсем-совсем разных людей.
Во-первых, специалистов в области физики твердого тела. Для сомневающихся напомним, что российский физик Ж.Алферов получил Нобелевскую премию за исследования в области полупроводниковых гетероструктур, без которых сегодня не было бы засилья не только всевозможных планшетов, но даже и мобильников.
Во-вторых, инженеров, создателей компьютерного «железа». Это те, кто придал современным IT-устройствам их облик, знакомый каждому подростку.
В-третьих, программистов, обеспечивших (вместе с инженерами) функциональность этих устройств, опять же знакомую каждому подростку.
В-четвертых, художников-дизайнеров, использующих возможности информационных технологий в своей сугубо гуманитарной деятельности.
В-пятых, создателей социальных сетей и иных основанных на компьютерах социальных феноменов. Как правило, это полновесные коммерческие проекты.
В-шестых, в-седьмых, в-двадцатых… И наконец, в самых-самых последних – пользователей всего того, что было создано специалистами «во-первых», «во-вторых» и т. д. Просто пользователей. Просто пользователей «Одноклассников», «вКонтакте», «Фейсбуков» и т. п. Просто завсегдатаев чатов, форумов и т. д. Просто потребителей тех возможностей, которые представляют IT-технологии.
Так что, когда задумываешься об IT-технологиях и об «айтишниках», фантазия рисует картину огромной пирамиды, расширяющейся кверху. На все более расширяющихся «этажах» этой пирамиды находится место самым разным специалистам. И представителям естественных наук, и «технарям», и гуманитариям. Понятно, что обитатели более верхних этажей используют то, что наработано этажами ниже. В общем, фантасмагория в стиле Иеронима Босха.
А вот на самой «верхней палубе» этого корабля резвятся просто пользователи, просто потребители, свято верящие, что все это грандиозное сооружение возведено для того, чтобы каждый из них мог явить миру (да-да, всему миру!) некое свое послание. Есть ли оно, это послание? Скорее всего, послания еще нет, но уже есть возможность его переслать.
На заре развития информационных технологий (в конце 80-х годов прошлого уже столетия) был затеян совместный советско-английский проект. Было выбрано по одной общеобразовательной школе с той и с другой стороны, наладили возможность почти мгновенного обмена электронными письмами (тогда это было, что называется, очень круто). Первыми письмами школьники обменялись бойко (какая у вас погода, какие предметы в школе…). А затем школьники и их наставники надолго задумались. Канал связи есть, а занять его нечем! Ибо никакой совместной деятельности, позволяющей поддерживать диалог, у тех и у других школьников просто не было. А значит, и поговорить более не о чем.
Квалифицированные потребители
За последние годы нас пытались приучить к мысли, что цель нашего образования – плодить отнюдь не творцов, а неких «квалифицированных потребителей», которых не будет интересовать, как устроено то или иное техническое новшество. И тем более, как создать нечто подобное. Актуальным будет лишь вопрос, где «это» достать и как правильно «это» употреблять.
Вспомнилось, как один из виноделов, предваряя процедуру дегустации, заметил, что утонченно оценить винодельческую продукцию может лишь человек в возрасте. Ибо по наследству это не передается, а значит, приходит только с опытом. Внушительным. «А разве человек не может скопить такой опыт годам к двадцати?», – спросил кто-то из слушателей. «Сопьется», – грустно вздохнул винодел.
Наше время – это время реальных сверхвозможностей, по крайней мере, в области информационных технологий. Прогресс этих технологий очевиден, он шел у нас на глазах. А поскольку именно молодежь способна быстрее всех осваивать все новое, ей, как говорится, и карты в руки.
Только вот… Не спиться бы им, бедненьким. Фигурально говоря, разумеется.
Ведь пресыщение новыми возможностями, особенно при слабой образовательной базе, превратить молодого человека в «квалифицированного потребителя» может, а в специалиста – вряд ли.
Так что по большому счету информационные технологии – это лишь инструменты в умелых (или не очень) руках. И от того, какими технологиями владеет сам человек как творец, в конечном счете, зависит, использует ли он их во зло или во благо.
Рубрика: Общество
Издание: Журнал "Зеленоградский предприниматель"
|
|
27.07.2024
28 августа 2024 года в 12:00 в АО «Мособлгаз» состоится встреча в формате видеоконференции с представителями бизнеса для обсуждения актуальных вопросов, связанных с мероприятиями по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
27.07.2024
В целях недопущения гибели людей на водоемах сотрудники МКУ «СолнСпас» и ГИМС проводят среди жителей и гостей городского округа Солнечногорск разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных водоемах и последствиях их нарушения.
27.07.2024
25 июля на базе филиала «Клуба юных моряков имени Максима Сафонова» Комплексного молодежного центра «СФЕРА» ДГО МО ветераны боевых действий МОО «РУБЕЖ» передали гуманитарную помощь бойцам, проходящим лечение в реабилитационном центре филиала «Санаторий» Горки» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс» Подмосковье» МО РФ. Ветераны боевых действий передали ветеранам СВО три инвалидные коляски, три пары костылей и баян, а неравнодушные жители ЗелАО угостили бойцов домашней выпечкой, фруктами и соком!