Заслуженный учитель России Зоя Трусова: «У меня уже 44 года педагогического стажа, но к урокам по-прежнему готовлюсь очень тщательно. Я обучаю детей нового века, им нужны новые знания».
«Пока Плужников судорожно дергал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон».
Брестская крепость, 41-й год, «В списках не значился» Бориса Васильева. Урок литературы, 11-й класс. Идет разбор отрывка романа.
– Ребята, почему немец не выстрелил в Николая, почему Плужников не стрелял в немца? – спрашивает Зоя Ивановна.
– Да автомат заклинило, вот и все, – говорит один. – Нет, Плужников просто пожалел немца, – перебивает второй парень.
– Мужества у него не хватило, – резюмирует третий.
– Понимаете, они ищут проблемы в произведениях. И находят, – утверждает педагог. – Не боятся высказывать свои мнения. Они более открытые, нежели мы в их возрасте. Да и себя показать им нужно перед другими.
Окончился учебный год, тихо в кабинете литературы №223 1528-й школы. Напротив портрета Пушкина висит электронная доска. Свыше четверти века преподает здесь Зоя Ивановна.
Но вам, простите, сколько лет? Сейчас проверим: «Видел мой месседж? Я устроил хайп: этот хейтер меня агрит». Поняли? Это на русском языке, а означает сия фраза примерно следующее: «Я устроил ажиотаж – этот нехороший человек меня раздражает».
Подобным образом между собой общается молодежь. И не надо вспоминать про наше время. Дело в другом: мы знаем, насколько быстро развивается наука и техника. Но, чтобы их достижениями воспользоваться, мы обязаны владеть инструментами общения разных поколений. В первую очередь этот инструмент – наш язык и литература. Вы скажете, наплел с три короба высокими словами. Тогда еще раз перечитайте ту самую фразу без перевода…
На выпускном 11-классница Таня Воробейчик, поступающая на филфак педагогического вуза, признала: «Подчас мы не понимали, зачем нужно красиво говорить. Теперь стали старше и кое-что поняли. Спасибо вам за это».
Да, теперь ей они не станут писать «ок» или вовсе «ЗИ» вместо «Зоя Ивановна».
Здравствуйте, Лев Николаевич
Кто же «заразил» русской словесностью Зою Трусову? Она родилась в Харькове и в шесть лет лишилась родителей. Попалав интернат боевая девчонка, умевшая и стихи читать, и шить-вязать, борщи варить. Одинаково хорошо читала и писала на русском и украинском языках. Затем был Орловский госуниверситет им. Тургенева, бурная студенческая жизнь.
– Я прочитала «Пиковую даму» и сразу поняла: именно русской словесностью буду заниматься всю жизнь. Как сейчас говорят, «зацепило».
Верно, Орловщина зацепила Зою навсегда. По окончании вуза она преподавала в малокомплектной сельской школе. В это время в село к маме из Зеленограда приехал молодой начальник стройуправления. А в 76-м в Зеленоград уже прибыла замужняя дама Зоя Трусова. Нынче она богатая мама двух сыновей и бабушка четверых внучат.
Но школа… Зоя Ивановна уважительно относится к современной писательнице Ольге Славниковой. Послушайте: «Бесчисленные птичьи голоса, звучавшие то близко, то далеко, давали на слух ощутить лесные глубины – сырые, дымные бездны…» Но ее галдящие школяры – это те же бездны открытий, которые она делает столько лет.
– Четыре выпуска у меня было, с 5-го по 11-й класс. Первый выпуск в первой половине 90-х: организованные, подтянутые, восемь медалистов в классе. Второй выпуск – ребята занимались наукой, 15 медалистов. А на экзамене все выбрали тему любви в произведениях Куприна.
А вот в середине 2000-х, по словам Зои Трусовой, когда началась масштабная компьютеризация, интерес к чтению потерялся. Но как она могла с этим мириться? Читала им вслух «Войну и мир». Позднее, на встрече выпускников, бывшие ученики признались: «Зоя Ивановна, а мы стали Толстого читать. Почему? Свои дети появились, как их воспитывать? По примеру семьи Болконских, где царила жесткая дисциплина? Или, может, демократичной семьи Ростовых?»
Приглядитесь…
В 5-м классе Митя Литвинов встал посреди урока: «Мама принесла пирожки, я уйду, а то они остынут». Изменился с тех пор? Окончил школу с золотой медалью, сейчас пишет докторскую. Катя Приходько на всероссийский конкурс написала сочинение «Высокая тайна» – о своем прадедушке-священнике, расстрелянном в 1937 году. Они разные, они все время меняются – сотни ее учеников. Шумят, порой критикуют. Помните эпизод в «Войне и мире»: совещание в Филях, Кутузов с генералами решал – оставлять ли Москву.
Толстой совещание описал глазами шестилетней девчушки: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов.
– Как это, – возмущались ребята, – что она понимает, неправильно.
– Я объясняла, что у Толстого такой прием – описывать важнейшие события глазами людей, не имеющих к ним прямого отношения. А ребята росли, начинали понимать – интересно следить за тем, как они развиваются.
Они вдруг сейчас стали проявлять большой интерес к Маяковскому: «Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету». И Есенин им по душе, даже пели под гитару на уроках. Читают западную литературу, а вот нашим современным писателям надо подтянуться – видимо, не успевают за запросами подрастающего поколения 44 года педагогического стажа. С чем сравнить? Загляните в «Балладу о любви» Высоцкого: «Когда вода Всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов…» Эти ребята – наши дети, внуки, они другие и та-кие же, только надо научить их говорить с нами, слушать. Зоя Ивановна занимается этим всю жизнь…
Владимир РАТМАНСКИЙ