Директор школы №1557 имени П.Л. Капицы Татьяна Грабарник – успешная женщина, умело управляющая школьным линкором – образовательным учреждением в Зеленограде, входящим в тридцатку лучших в Москве. А это, как говорится, дорогого стоит! В профессию – с открытыми глазами – Татьяна Николаевна, как вы пришли в профессию? Почему выбрали нелегкую учительскую долю? – У меня и выбора не было. Меня мама назвала в честь своей любимой учительницы и предопределила выбор профессии. Запомнила свой первый учительский триумф. В нашем классе был мальчик, которому плохо давалось учение, а учительница географии, женщина строгая, так и вовсе вызывала у него оторопь. Как-то подозвала она меня и говорит: «У Сережки «два» выходит. Выучишь с ним все столицы союзных республик, и если он сможет показать их на карте, то получит «три», а ты – «пять». У этой учительницы пятерку получить было почти невозможно. Нам это удалось. Весь класс аплодировал. А я, пока учила одноклассника, увидела его совсем с другой стороны: вместо унылого троечника – увлеченного машинами человека. От него я узнала много нового о технике. Так что еще неизвестно, кто кого учил! С ним я получила один из главных уроков жизни: оказывается, научить можно любого человека, если ему это интересно, важно и нужно. Учиться и учить – это неразделимые понятия, каждый из нас в жизни выступает в роли и учителя, и ученика. Я шла в профессию с открытыми глазами и никогда не думала, что буду учить послушных, милых, добрых отличников. Понимала, что все разные и к каждому придется подобрать свой ключик. Неудача ребенка – это неудача взрослых, которые его окружают. Уверена, что каждый человек по-своему талантлив, а станет ли он успешным, зависит от того, умеет ли он трудиться, ставить цели, планировать свою жизнь. Помочь ему в этом и должен учитель. Звенит звонок… – Каждое школьное утро, как и полагается директору, вы начинаете с традиционного звонка. Какие чувства он вызывает? – Звонки в школе сегодня другие. Это популярные мелодии, поднимающие настроение. Но вот традиционный первый звонок, который у нас звучит 1 сентября, неизменно с 1979 года производит на меня очень большое впечатление. Даже удивительно: 40 лет проработать в системе образования и до сих пор волноваться… Первый звонок, первый урок, новый учебный год – для меня это точка отсчета, большие ожидания, символ новой ступени, новых целей, нового ритма. Хотя, конечно же, я прекрасно понимаю, что 1 сентября – это дань традиции. – Традиции, очевидно, предполагают и непременную ответственность учителя за своего ученика? Не хочется вспоминать ту пору, когда вдруг выяснилось, что учитель всего-навсего оказывает образовательные услуги… – Ответственность за ребенка, прежде всего, несут его родители. Но и ответственность педагогического коллектива, безусловно, велика. В первую очередь за жизнь и здоровье. Мы отвечаем, конечно же, за развитие детей, их обучение на высоком уровне. При этом и сами учителя много, как никогда раньше, учатся. Иначе просто нельзя. И вы знаете, какое обязательство сегодня мы, педагоги, берем на себя? Как можно лучше подготовить детей к успешному профессиональному будущему. К сожалению, не все родители видят и чувствуют изменения. Они говорят: нас же хорошо учили, значит, и наших детей можно так же хорошо научить. Но позвольте, во-первых, мы сегодня обучаем новое поколение детей. Во-вторых, мы просто не имеем права не считаться с вызовами времени, не можем учить новое поколение по-старому. И здесь на первый план выходит доверие к школе. Я призываю наших родителей доверять профессионалам, которые учат их детей. В том числе учат по-новому, с использованием новых технологий и оборудования, ресурсов партнеров. Многие из родителей – выпускники нашей школы. И я говорю: приходите, посмотрите своими глазами, как все изменилось, как работает сегодня школа. А вот что касается образовательных услуг… Вопрос в том, какой смысл в эти слова вкладывается. В нашем случае – от слова «служение». Потому что учителя были и остаются людьми, для которых на первом месте – высочайшая ответственность и преданность своему делу. Роль личности. И не только в истории – У школы много площадок. Как успеваете управляться с большим хозяйством? – Если у руководителя и его команды есть стратегия управления и коллектив четко понимает свою миссию и принимает общие ценности, то система выстраивается быстро. Очень давно об этом хорошо сказал китайский мыслитель Сунь Цзы: «Управлять многими – то же, что управлять немногими. Дело в организации». – Средняя зарплата в школе выше, чем по московскому образовательному комплексу. За счет чего это достигается? – У учителей московских школ сегодня очень достойная зарплата. И это правильно. Ответственность на учителе огромная, задачи – важнейшие. Складывается заработная плата учителя нашей школы из разных составляющих: помимо тех часов, которые ведут учителя по своим предметам, это целевые субсидии правительства Москвы за классное руководство и работу с проектом «Московская электронная школа»; дополнительные платные образовательные услуги; гранты правительства Москвы, которые наша школа получает за высокие результаты по итогам учебного года. – Посмотрел на сайте школы рубрику «Достижения» и впечатлился... Ощущение такое, что школа – это своеобразная фабрика рекордов! – Мы не зацикливаемся на тех или иных направлениях, наверное, в этом и секрет. Уважаем и признаем все достижения наших ребят. Они у нас не только олимпиады выигрывают и соревнования по робототехнике. И в спорте достигают высот, и поют, и танцуют, и театром увлекаются, и в диспутах на английском языке побеждают… Чем успешнее наши ученики, тем успешнее школа. Поэтому мы всегда готовы им помогать. Главное – видеть в ребенке личность. Таланты могут раскрываться по-разному, наша задача – создать как можно больше возможностей, чтобы проявить эти таланты. Так, ежегодно около двух тысяч наших детей принимают участие в различных конкурсах. А еще очень важно развивать в детях командный дух, прививать умение работать в коллективе. На сегодня мы насчитали 20 разных команд. Стараемся, чтобы их стало больше. В нашей школе немало легендарных учителей, имена которых очень хорошо знают зеленоградцы, и много учителей, которые не так давно работают в нашем коллективе, но уже показали себя с самой лучшей стороны. …Интересно, что еще давно, работая в школе, многое я понимала через собственных детей. То новое, что мы начинали в лицее, пришлось на пору, когда там учились мои дети. И я видела ситуацию, как говорится, «изнутри», понимала все плюсы и минусы не только как педагог, но и как мама. Сегодня, когда подрастают мои внучки, я оцениваю ситуацию уже как директор и как бабушка. Им жить и работать в мире, который к моменту окончания школы, возможно, изменится до неузнаваемости.
Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|
01.12.2024
Малышам читаем книжки про животных, с детьми постарше — про спорт и веру в себя.
01.12.2024
Все вопросы, касающиеся электроснабжения, можно задать по единому бесплатному телефону круглосуточного контактного центра «Светлая линия» ПАО «Россети Московский регион» 8-800-220-0-220.
29.11.2024
Для информирования силовых структур об угрозах применения беспилотных воздушных судов, обнаруженных гражданами, Общероссийским народным движением «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» разработано мобильное приложение «Радар.НФ».
01.12.2024
Российская аэрокосмическая компания БЮРО 1440 (входит в технологическую группу компаний «ИКС Холдинг») и Национальный исследовательский университет МИЭТ договорились о сотрудничестве в области образования и научно-исследовательской деятельности. Соглашение о стратегическом партнерстве было подписано в ходе Конгресса молодых ученых в Сириусе.