Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 13 апреля 2024 г 21:31

Статьи

21 Сен 2017 21:15
Просмотров:

Амур Бетховену поверил

Амур Бетховену поверил

Одна из самых известных виолончелисток мира Марина Тарасова вместе со знаменитым телеведущим, актером, режиссером, чтецом Павлом Любимцевым накануне вечера памяти, посвященного 70-летнему юбилею ее мужа Александра Полежаева, вспоминала о нем – пианисте, искусствоведе, супруге…

РАЗБЕРИСЬ В СВОИХ ТАЛАНТАХ

– Нет большего преступления для Купидона, чем намеренный промах, – сообщил герой кинофильма «Счастье – это…», начальник небесной канцелярии Серафим Христофорович в исполнении Павла Любимцева. Заслушавшись, однако, виолончелью, «стрелок» тут уж не промахнулся.

Марина впервые встретилась со своим будущим мужем в 1991 г. в Доме композиторов. Она тогда лишилась постоянного пианиста и искала ему замену, намечался концерт в малом зале столичной консерватории – Тарасова исполняла сонаты Бетховена. Александра Полежаева ей представили как серьезного, достойного музыканта.

– Это была всего лишь третья наша репетиция, – мечтательно улыбнулась виолончелистка. – В какой-то момент я сыграла очередной пассаж и внезапно что-то случилось: я увидела, как Саша напрягся, изменилось его лицо, сузились глаза. Он посмотрел на меня и четко произнес: «Знаешь, Марина, лучше тебя никто это не играет». У меня такое впечатление, что Купидон выстрелил мне в сердце в тот самый момент.

П.Любимцев познакомился с А.Полежаевым еще подростком. Дело в том, что Александр был студентом Гнесинского музыкально-педагогического института, а профессором у него оказалась мама Павла – Берта Львовна. Потрясающий человек, – отзывался о ней Александр Валентинович. «Разве руки мои – кувалды? Десять пальцев – мой табунок! И вскочил, отряхивая фалды, мастер Генрих, конек-горбунок», – восхищался Мандельштам в стихотворении «Рояль» великим пианистом Генрихом Нейгаузом. Вот его ученицей и была Берта Львовна, и весь этот полученный от гения могучий заряд передавала юному поколению.

– Павел Евгеньевич, но когда человек становится известным – значит, чем-то привлекает к себе людей, что удается далеко не всем?

– Главное, найти нечто свое. У каждого есть способности – разберись в этом. Вот если ты занимаешь не свое место – это трагедия.

А.Полежаев стал прекрасным пианистом. Мама очень высоко его ценила, считала глубоким и вдумчивым исследователем со вкусом. Он был ее любимый ученик, часто приходил к нам домой, писал диссертацию и непременно показывал ее маме. Я так с ним и сошелся, и дружили мы вплоть до его безвременного ухода.

И ШУМАН НЕ ОШИБСЯ

а вечере памяти М.Тарасова исполнит произведения Рахманинова и Дебюсси.

– Я помню Сашу очень эрудированным человеком, – представляла она супруга. – Чайковский, Рахманинов – о, мы преклонялись перед ними. Выступали, например, в Ивановке, имении Сергея Васильевича в Тамбовской области. Интеллектуал- музыковед, ученый, он необыкновенно многогранным был специалистом. Вел много передач на радио о Бетховене и других композиторах.

Супружеская чета исполнителей объездила всю Европу с концертами, заглядывали они в мемориальные квартиры великих немецких писателей и композиторов. Как-то Александр Валентинович про- цитировал один из романов Генриха Белля: «Самое большое счастье – сидеть на берегу Рейна, пить хорошее пиво и слушать вторую часть виолончельного концерта Шумана». Не спрогнозировал ли Шуман и Белль вместе с ним будущее счастье этих людей, погруженных в музыкальные водовороты? «Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе... – Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле!» – шептала Цветаева. Но как быть одновременно мастером разных ипостасей?

 – Многие знают вас как телеведущего. Но ведь вы и актер театра, у вас 25 киноролей, вы и чтец, режиссер. На все времени и энергии хватает? – поинтересовались мы у Павла Евгеньевича.

– А для этого нужно существовать организованно. Кроме того, все мои занятия друг друга подпирают, подпитывают, поддерживают. Мне, конечно, повезло заниматься тем, что я люблю и могу. Скажем, работа чтеца мне более по душе, чем драматического актера.

– Но «Путешествия натуралиста» – нечто иное.

– Вовсе нет. Всегда обожал животных, и эта моя тяга нашла выход в известной серии телепередач. А их продолжение – цикл «Забавный профессор», который идет 9-й сезон на сцене зала им. Чайковского. Все случайности не случайны. Так сложилась моя жизнь.

БУДЕМ СЛУШАТЬ

Вот и раскрыл секреты мастерства Александра Полежаева его друг Павел Любимцев: постоянство таланта – интерес, помноженный на бесконечный труд.

– По многочисленным передачам, кино- и театральным ролям многие считают вас человеком мягким, смешливым, а ведь вы достаточно жесткий…

– Если говорить о ролях – я смешной: это типаж. А по умонастроению – я не романтик, но реалист. Стараюсь таким быть.

– А.Полежаев внешне казался довольно суровым, замкнутым.

– Нет, что вы, он был очень добрым человеком, обожал природу, – оппонировала М.Тарасова. – Не знаю, если есть понятие «философ-романтик», таким я его и помню. Светлым…

– Вот что музыка и любовь делает, – философствовал еще один киногерой Любимцева, директор института Сергей Сергеевич в разных эпизодах фильма «977».

– Рояль кто уронил? Да ладно врать-то…

– Я не музыкант, – все время повторяет Павел Евгеньевич. – Я чтец, собеседник. Рассказчик. Мое дело – заворожить, подключить зрителя к моей истории. В 21.30 1 октября в Культурном центре «Зеленоград» начнется вечер памяти Александра Полежаева. В этот день ему исполнилось бы 70 лет. Его преданный друг П.Любимцев будет читать «Медного всадника»: «Ночная мгла на город трепетный сошла; Но долго жители не спали и меж собою толковали». И будет петь виолончель Марины Тарасовой. Как бы вскричал Андрей Вознесенский: «Дубовый лист виолончельный, кружась, мне под ноги упал». Приходите в этот октябрьский день, вспомните Мастера и его музыку.

Владимир РАТМАНСКИЙ

 

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь